Форум «Города России 2025» посетили 7200 участников из 506 муниципальных образований и 65 субъектов РФ. Было очень много интересных тем, но мы расскажем о наиболее важных в сфере градостроительной деятельности.
1. ПЕРЕПАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
На форуме было много внимания уделено вопросам перераспределения полномочий. С 1 января 2027 года вступают в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом № 33-ФЗ, предусматривающие передачу градостроительных полномочий органам субъектов РФ. Однако регионы смогут самостоятельно решать, возвращать ли отдельные или все полномочия муниципальным образованиям, установив порядок перераспределения. Принятие региональных законов должно произойти не позднее, чем за два месяца до начала следующего финансового года. Это открывает возможности для формирования новых моделей управления или трансформации существующих подходов, включая выборочное распределение конкретных функций, таких как выдача разрешений на строительство или утверждение генеральных планов. Реализация соответствующих управленческих решений возможна как силами собственных институтов (АНО, МБУ, ГБУ), так и посредством привлечения сторонних организаций в рамках контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Не стоит забывать, что передача полномочий требует от региона их финансового обеспечения.
Вопрос передачи полномочий по разработке документов территориального планирования становится еще более актуальным, т.к Минэкономразвития РФ и исполнительные органы субъектов РФ должны вести мониторинг внесения изменений в схемы территориального планирования субъектов РФ в части приведения в соответствие с требованиями к разработке документов территориального планирования регионального и местного уровней (п.46 плана реализации Стратегии пространственного развития РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г).
2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
«Устойчивая и динамичная экономика» — одна из национальных целей развития Российской Федерации, определённая в указе Президента РФ от 7 мая 2024 года №309. Достижение национальных целей возможно только при грамотном развитии инфраструктурных проектов. Для грамотного развития инфраструктуры необходимо привлечение федерального софинансирования.
Приоритеты стратегии пространственного развития РФ – ключевой документ для ответа на вопрос «каким образом» и «где» сконцентрировать ограниченные ресурсы, чтобы достичь национальных целей.
Нужно четко понимать, что до 2036 года всё внимание будет направлено на опорные населенные пункты. Единый перечень опорных населенных пунктов утвержден президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (протокол от 16 декабря 2024 г. № 143 пр).
Утвержден комплексный план развития инфраструктуры (КПРИ). В рамках его реализации регионам необходимо:
• Отобразить объекты из КПРИ в СТП субъектов РФ
• Отобразить объекты из КПРИ в генеральных планах муниципальных образований
• Утвердить региональные КПРИ (методические рекомендации будут готовы в декабре 2025)
Для достижения национальных целей, необходимо реализовывать инфраструктурные объекты в опорных населенных пунктах с учетом КПРИ. Не стоит забывать об уже существующих механизмах для развития экономики. Основная инфраструктура экономического роста:
• Особые экономические зоны (наиболее эффективные направления -
• Промышленные парки
• Казначейские инфраструктурные кредиты на создание транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры (44 субъекта РФ даже не подали заявки)
• Списание 2/3 задолжности региона (можно списать на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций).
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВЛАСТИ
Не все регионы эффективно используют существующие механизмы финансового взаимодействия с федеральными органами власти. Поэтому для координации работы с регионами предусмотрена следующая схема:
• Куратор – Минэкономразвития РФ.
• Федеральный координатор – ЦСР (сопровождает регионы в систематизации проблемных точек, методических рекомендациях, обучении, организации межотраслевых обсуждений с участием ФОИВ).
• Региональные центры компетенций в сфере пространственного развития – содействие в разработке документов территориального планирования, в т.ч мастер-планов. Синхронизация развития инфраструктуры через программу развития ОНП, региональные КПРИ.
Для удобства и эффективного взаимодействия создается цифровая платформа по управлению комплексным развитием населенных пунктов. Платформа создается на основе ФГИС Терпланирование и является «одним окном для получения данных о территориях».
4. ЧТО ЕЩЕ ИНТЕРЕСНОГО?
4.1 Планируется увеличить количество опорных населенных пунктов. Пока не утвердили окончательный перечень, но это будут города, в которых есть объекты культурного наследия федерального значения.
4.2 Много говорили о «городах будущего». Участники форума обсудили ключевые признаки успешного города:
• Безопасность граждан обеспечивается правоохранительными органами и системами наблюдения.
• Доступная инфраструктура и социальные объекты позволяют жителям легко удовлетворять повседневные нужды.
• Современные города стремятся стать семейноориентированными, создавая комфортные условия для воспитания детей и поддержания здорового образа жизни.
• Важнейший аспект — способность города поддерживать реализацию человеческого потенциала.
4.3 Говорили о «городах будущего». Эксперты подчеркнули, что города будущего будут ориентироваться на следующие принципы:
• Оптимизация транспортных потоков через уменьшение потребностей в длительных переездах.
• Преимущество получат компактные пространства, где большинство сервисов расположено в пешей доступности («город 15 минут»).
• Широко распространенное внедрение технологий искусственного интеллекта и цифровизация управления городом.
4.4 Очень остро стоят проблемы демографии и оттока населения из малых городов. Основные предложения:
• Создание комфортной городской среды.
• проведение мощной рекламы репродуктивной диспансеризации и пропаганду ЗОЖ.
• Оказание поддержки семьям россиян, работающих на предприятиях, студенческим семьям.
• Привлечение бизнеса к решению демографических задач, так как некоторые компании уже заботятся о семьях своих сотрудников, и государство ценит такой подход, предоставляя им налоговые льготы.
4.5 Обсуждались вопросы внедрения искусственного интеллекта в градостроительную деятельность. Были представлены предложения по решению конкретных прикладных задач, но пока отсутствуют комплексные решения.