Введение: что изменилось в правовой системе19 июня 2025 года вступил в силу новый Федеральный закон от 20.03.2025 №33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (Закон о МСУ). Он заменил действовавший с 2003 года закон №131-ФЗ. Однако самые существенные изменения — касающиеся разграничения полномочий — начнут действовать только с 1 января 2027 года.
До этой даты сохраняется действующее регулирование, основанное на старом законе.
Новая система полномочий с 1 января 2027 годаС 2027 года привычные «вопросы местного значения» заменяются на «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения». Все полномочия органов местного самоуправления (ОМСУ) будут разделены на
три четкие группы.
I. Полномочия, которые не могут быть переданы на уровень субъекта РФ:- Устав и правовые акты — Принятие основных документов муниципалитета.
- Символика — Утверждение герба, флага и другой символики.
- Бюджет — Формирование и контроль местного бюджета.
- Муниципальное имущество — Управление собственностью муниципалитета.
- Местные налоги — Установление местных налогов и сборов.
- Здравоохранение — Создание условий для доступности медицинской помощи.
- Выборы и референдумы — Организация местных голосований.
- Внутридворовые территории — Благоустройство дворовых пространств.
- Муниципальные СМИ — Создание официальных изданий для информирования жителей.
- Муниципальные учреждения — Создание и финансирование городских предприятий и организаций.
- Тарифы — Установление цен на услуги муниципальных учреждений.
- Борьба с коррупцией — Противодействие коррупции на местном уровне.
- Борьба с терроризмом — Профилактика терроризма и ликвидация его последствий.
- Чрезвычайные ситуации — Участие в ликвидации последствий ЧС.
- Мобилизационная подготовка — Подготовка муниципальных учреждений к чрезвычайным ситуациям.
- Социальные выплаты — Выплаты гражданам из закрытых территорий.
- Международные связи — Осуществление международного сотрудничества.
- Муниципальный контроль — Контроль за соблюдением местных нормативных актов.
II. Полномочия, которые субъект РФ может забрать на региональный уровень, приняв соответствующий закон:- Коммунальные услуги — Организация снабжения населения электричеством, теплом, газом, водой и водоотведения.
- Жилищная политика — Предоставление жилья малоимущим, управление муниципальным жилым фондом и создание условий для строительства.
- Помещения для полиции — Предоставление служебных помещений для участковых уполномоченных.
- Образование — Организация работы детских садов, школ и учреждений дополнительного образования.
- Спорт — Создание условий для развития физкультуры и спорта, проведение спортивных мероприятий.
- Детский отдых — Организация безопасного отдыха детей в каникулярное время.
- Сфера услуг — Создание условий для развития связи, общепита, торговли и бытовых услуг.
- Архив — Формирование и содержание муниципального архива.
- Библиотеки — Организация работы библиотек и сохранение их фондов.
- Кладбища — Содержание мест захоронения.
- Адресация — Присвоение адресов и названий улицам, площадям и другим объектам.
- Благоустройство — Утверждение правил и организация работ по благоустройству территории.
- Права на недвижимость — Выявление правообладателей недвижимости и внесение сведений в реестр.
- Искусственные участки — Создание искусственных земельных участков для нужд муниципалитета.
- Экология — Выявление и ликвидация накопленного вреда окружающей среде.
- Статистика — Сбор и предоставление статистических данных о состоянии муниципалитета.
- Подсобные хозяйства — Ведение учета личных подсобных хозяйств граждан.
- Обучение кадров — Организация профессиональной подготовки муниципальных служащих и работников.
- Межнациональные отношения — Укрепление межнационального согласия, поддержка культур и адаптация мигрантов.
- Народное творчество — Создание условий для развития традиционного творчества и промыслов.
- Пожарная безопасность — Обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
- Культура и досуг — Создание условий для организации досуга, отдыха и услуг культуры.
- Культурное наследие — Сохранение и популяризация объектов культурного наследия.
- Сельское хозяйство — Создание условий для развития сельхозпроизводства.
- Поддержка бизнеса — Содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
- Поддержка НКО — Оказание помощи социально ориентированным некоммерческим организациям и волонтерам.
- Наука и инновации — Поддержка научной и инновационной деятельности.
- Молодежная политика — Организация работы с детьми и молодежью, защита их прав.
- Муниципальный контроль — Контроль в различных сферах:
- За теплоснабжающими организациями
- За благоустройством территорий
- За охраной природных территорий
- На транспорте и дорогах
- В жилищной сфере
- За использованием земель
- В лесной сфере
III. Полномочия, которые с 1 января 2027 года по новому закону сразу переходят на региональный уровень. По своей юридической природе это муниципальные полномочия, но в силу Закона о МСУ они осуществляются органами государственной власти субъекта РФ. К таким полномочиям относятся:
- Дороги — Содержание местных дорог, организация движения и парковок.
- Транспорт — Организация транспортного обслуживания населения.
- Инфраструктура — Разработка программ развития коммунальных, транспортных и социальных систем.
- Экология — Организация мероприятий по охране окружающей среды.
- Энергоэффективность — Реализация программ энергосбережения.
- Ритуальные услуги — Организация похоронного обслуживания.
- ТКО — Участие в организации обращения с твердыми коммунальными отходами.
- Градостроительная документация — Разработка генеральных планов, ПЗЗ, выдача разрешений на строительство и снос самостроя.
- Земельные вопросы — Изменение ВРИ участков и перевод земель между категориями.
- Кадастровые работы — Организация комплексных кадастровых работ.
- Лесоустройство — Управление городскими лесами и лесничествами.
- Леса в населенных пунктах — Проведение мероприятий по учету и организации городских лесов.
- Рекламные конструкции — размещением и демонтаж рекламных конструкций.
- Гражданская оборона — Организация мероприятий по защите населения от ЧС.
- Аварийные службы — Создание и содержание аварийно-спасательных формирований.
- Безопасность на воде — Обеспечение безопасности людей на водных объектах.
- Водные объекты — Установление правил использования водоемов для отдыха.
- Общественный порядок — Поддержка народных дружин и гражданских инициатив по охране порядка.
Ключевые выводы и последствия- Закрытые перечни. Все три группы полномочий — исчерпывающие. Изменить их состав можно только через внесение поправок в федеральный закон.
- Финансирование. Осуществление любого полномочия финансируется из бюджета того уровня власти, который его исполняет.
- Иные полномочия. Статья 37 Закона о МСУ закрепляет права органов местного самоуправления на осуществление полномочий, не отнесённых к полномочиям органов местного самоуправления (создание муниципальной пожарной охраны, создание муниципальных образовательных организаций высшего образования, создание условий для развития туризма, создание музеев муниципального образования и так далее).
Часть 3 статьи 37 предоставляет органам местного самоуправления право осуществлять и иные полномочия, не указанные в Законе о МСУ, если это предусмотрено другими федеральными законами. В частности, полномочие по согласованию документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта федерального или регионального значения, с главой муниципального образования установлено не Законом о МСУ, а частью 12.7 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, то есть федеральным законом.
На что обратить особое внимание?Абзац с градостроительными полномочиями, включённый в третью группу полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, является самым большим по объёму и включает более 20 управленческих действий. Следует повторно отметить, что с 1 января 2027 года эти действия относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, если не будет принят закон субъекта РФ, «возвращающий» эти полномочия органам местного самоуправления.
Следует быть готовым к тому, то территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории в организационном и финансовом плане будут прерогативой региональных органов.