‪8 (812) 242-93-12
Связаться с нами
Оставьте заявку
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время и ответит на все интересующие вопросы
Лесопарковый зелёный пояс: что это и какие ограничения
Понятие, правовой статус и цели создания
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ закреплено понятие «лесопарковый зелёный пояс» – это зона с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, которая включает в себя:
  • территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты,
  • территории зелёного фонда* в границах городских населённых пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Зелёный фонд городских и сельских населённых пунктов – совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.

То есть лесопарковый зелёный пояс – это большой лесной массив с водными объектами, который может иметь множество контуров и который может располагаться на разных категориях земель.
Лесопарковый зелёный пояс не является зоной с особыми условиями использования территории, но закоординированные границы такого пояса и правовой режим его использования подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве самостоятельного территориального объекта, который так и называется – лесопарковый зелёный пояс.

Цель создания лесопаркового зелёного пояса – реализация права граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно этой цели, приоритетными направлениями деятельности на территории лесопаркового зелёного пояса являются:
  • охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов;
  • проведение научных исследований;
  • ведение эколого-просветительской работы и развитие туризма.

Не допускается включать в границы лесопаркового зелёного пояса территории в случаях:
  • их загрязнения, наличия на них отходов производства и потребления, нарушения почвенного покрова;
  • если на них расположены земельные участки, на которых находятся объекты капитального строительства, за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
  • если в отношении них заключён договор о комплексном развитии территории;
  • если на них расположены участки недр, включённые в федеральный фонд резервных участков недр;
  • если на них расположены земельные участки, изъятые для государственных или муниципальных нужд и другие территории.

Режим использования и ограничения
В целях особой охраны природных объектов устанавливается ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности, а именно – на территориях, входящих в состав лесопарковых зелёных поясов, запрещаются:
  • использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ;
  • размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности;
  • размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесённых объектам I категории, то есть к объектам, оказывающим значительное** негативное воздействие на окружающую среду;
  • создание объектов, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, для переработки древесины;
  • разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов;
  • создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности);
  • строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;
  • создание специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов.
** - критерии «значительности» негативного воздействия установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

В лесах, расположенных в лесопарковых зелёных поясах, запрещаются сплошные рубки лесных и иных насаждений. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зелёных поясах, установлены приказом Минприроды России от 02.05.2017 №214.

Рекультивация нарушенных земель, защита земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий в лесопарковых зелёных поясах осуществляются в приоритетном порядке.

Если градостроительный регламент правил землепользования и застройки допускает размещение зданий, сооружений, которые запрещены в лесопарковом зелёном поясе, а также если осуществляется перевод земель лесного фонда, включённых в лесопарковый зелёный пояс, в земли иных категорий, такие земли и земельные участки подлежат исключению из границ лесопаркового зелёного пояса.
При этом площадь исключаемых территорий подлежит компенсации (в объёме, не менее площади исключаемых территорий).

Порядок создания лесопаркового зелёного пояса
Порядок создания лесопаркового зелёного пояса включает несколько этапов:
1) некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зелёного пояса в общественную палату соответствующего субъекта РФ;
2) общественная палата субъекта РФ в течение 30 дней с момента поступления ходатайства организует общественные (публичные) слушания;
3) по результатам общественных (публичных) слушаний общественная палата субъекта РФ готовит итоговый документ (протокол), содержащий обобщённую информацию об общественных (публичных) слушаниях, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников рекомендациях;
4) если по результатам общественных (публичных) слушаний большинством участников было одобрено создание лесопаркового зелёного пояса, соответствующее ходатайство вместе с протоколом в течение 10 дней после дня их проведения обнародуются и направляются в законодательный орган субъекта РФ (или возвращаются заявителю, если большинством участников слушаний не было одобрено создание лесопаркового зелёного пояса);
5) законодательный орган субъекта РФ принимает решение о создании лесопаркового зелёного пояса и о его площади, или об отказе в создании лесопаркового зелёного пояса.

Обязательным приложением к решению об установлении границ лесопаркового зелёного пояса являются сведения о его границах, которые должны содержать графическое описание местоположения указанных границ, перечень координат их характерных точек.

Решение об отказе в создании лесопаркового зелёного пояса может быть принято по следующим основаниям:
1) ходатайство о создании лесопаркового зелёного пояса не соответствует требованиям, установленным законодательством;
2) лесопарковый зелёный пояс уже создан вокруг соответствующего городского населённого пункта, либо документы о его создании находятся на рассмотрении в уполномоченном органе государственной власти, либо если соответствующие территории вокруг данного городского населённого пункта включены в состав лесопаркового зелёного пояса иного городского населённого пункта;
3) вокруг соответствующего городского населённого пункта в соответствии с документами территориального планирования планируется увеличение площади лесов, иных территорий, занятых зелёными насаждениями (не менее чем на пять процентов в течение трёх лет).

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» также установлены особенности установления лесопарковых зелёных поясов вокруг городов федерального значения.

Решение об упразднении или об изменении площади лесопаркового зелёного пояса, принимаются в том же порядке, что и решение о его создании.

Изменение границ лесопаркового зелёного пояса, которое может привести к уменьшению его площади, не допускается.

Включение земель или земельных участков в лесопарковый зелёный пояс не влечёт за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В настоящее время лесопарковые зелёные пояса установлены в Чебоксарах, Краснодаре, Тюмени, Воронеже, Хабаровске, Томске, Рязани, Оренбурге, Орле, Екатеринбурге, Ярославле и во многих других городах.

Несмотря на то, что лесопарковый зелёный пояс не является зоной с особыми условиями использования территории, правовой режим этого пояса накладывает существенные ограничения по использованию территории и ведению хозяйственной и иной деятельности. Такие ограничения необходимо учитывать на всех стадиях градостроительного и архитектурно-строительного проектирования. В частности, один из элементов градостроительного регламента в составе правил застройки – ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства и помимо очевидных ограничений (в санитарно-защитных, охранных и иных зонах) требуется в обязательном порядке учитывать режим лесопарковых зелёных поясов.
Навигация:
Главная
Портфолио
Услуги
Всегда на связи:
Telegram
WhatsApp
Наши контакты

info@parresh.ru
‪8 (812) 242-93-12
141202, Московская область, г. о. Пушкинский,
г. Пушкино, ул. Институтская, д. 17, помещ. 11, 12, 13
Политика конфиденциальности
ООО «ПР», ИНН 5038110107
Положение об обработке персональных данных